Время возрождать славные имена и традиции нашей армии“Cтрашная казнь постигает дерзающих с бранными
намерениями вступить в недра могущественной России… ”

200 лет назад, во второй половине декабря 1812 года некогда великая армия Наполеона была с позором изгнана русским воинством с территории России. С учетом второго эшелона в нападении на нас участвовало 640-тысячное вражеское войско. В ужасе, голоде и холоде страну покинули не более девяти тысяч человек – без учета австрийских и прусских войск. Свыше ста тысяч остались в плену. Остальные погибли.

В те радостные дни безмерно уставший от постоянного напряжения главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов докладывал царю: «Остатки главной французской армии перешли за Неман».

За спасение России – этот сверхчеловеческий подвиг – Кутузов был награжден орденом Святого Георгия 1-го класса, став первым полным (все четыре степени) кавалером этой боевой награды.

25 декабря 1812 года

21 декабря русский главнокомандующий обратился к своим войскам: «Храбрые и победоносные войска! Наконец вы на границах Империи, каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем. Стремительное преследование неприятеля и необыкновенные труды, подъятые вами в сем быстром походе, изумляют все народы и приносят вам бессмертную славу. Не было еще примера столь блистательных побед. Два месяца сряду рука ваша каждодневно карала злодеев. Путь их усеян трупами. Токмо в бегстве своем сам вождь их не искал иного, кроме личного спасения. Смерть носилась в рядах неприятельских. Тысячи падали разом и погибали. Тако Всемогущий Бог изъявлял на них гнев свой и поборол своему народу…»
“ Cтрашная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступить в недра могущественной России… ”

25 декабря, в День Рождества Христова, Александр I издал Высочайший манифест «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского»: «Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, словом, все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, колико же пылающую любовью к Отечеству, толико любовью к Богу. От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли когда слыханные. Да представят себе собранные с 20 царств и народов под единое знамя соединенные ужасные силы, с какими властолюбивый, надменный победами свирепый неприятель вошел в нашу землю. Полмиллиона пеших и конных воинов и около полуторы тысячи пушек следовали за ним. С сим толико огромным ополчением проницает он в самую середину России, распространяется и начинает повсюду разливать огонь и опустошение. Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в наши пределы и где он...

Где войски его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровию землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими военачальниками и полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными нашими войсками и встречаемая морозом и гладом, устлала путь от самой Москвы до пределов России трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов едва ли полумертвая может прийти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступить в недра могущественной России…

Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить! Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у главноначальствующего над войсками нашими знаменитого Полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго нашего воинства, можно сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. Итак, да познаем в великом деле сем Промысел Божий…»

25 же декабря вторым своим манифестом царь постановил «в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа… в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, коими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божиему, спасшему Россию от грозившей ей гибели».

После победоносного завершения европейской войны с Наполеоном русский император 30 августа 1814 года издал высочайший указ Священному синоду, в котором повелел: «Декабря 25 число, День Рождества Христова, да будет отныне днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя Нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».

Ежегодно в первый день Рождества этот праздник повсеместно и торжественно отмечался в императорской России. В последующем, несмотря на переход в 1918 году на григорианский календарь, торжественный молебен проводился и до сих пор проводится, например, в храме Христа Спасителя согласно традиции – 25 декабря (это не исключает соответствующего богослужения и 7 января).

К сожалению, непосредственно в Вооруженных Силах, насколько известно, серьезные и повсеместные торжественные мероприятия в связи с этим событием не проводились. Основные празднества отгремели в сентябре, сконцентрировавшись вокруг Бородинского сражения. Оно, конечно же, явилось торжеством русского духа, но не решало еще исход войны. Ведь после Бородина были вынужденное и в то же время хитроумное оставление Москвы неприятелю, угрожающий фланговый марш-маневр Кутузова, сражения при Тарутино и Малоярославце, напряженное преследование противника на протяжении 500 верст, упорные бои у Вязьмы, Смоленска, при Красном и на Березине. Именно эти последующие усилия русской армии венчали в конечном итоге победу России в Отечественной войне 1812 года.

Уважая и приумножая двухсотлетнюю традицию, великую победу целесообразно особо отмечать именно 25 декабря, несмотря на календарные перестановки 1918 года, которые, впрочем, не затронули другие европейские страны. Там в этот день по-прежнему празднуется все то же «старое» Рождество. В любом случае, считая и по новому стилю, в конце декабря неприятельских частей на территории России уже не было.

Необходимо восстановить справедливость, законодательно определить 25 декабря Днем победы Российской армии и народа в Отечественной войне 1812 года. Или назвать эту дату Днем окончательного изгнания наполеоновских войск из России в 1812 году – если кого-то по склонности к самоуничижению не устраивает первый вариант.

Данная мера еще более укрепила бы взаимоотношения сегодняшней Российской армии, Русской православной церкви и общества.

Чествование памяти Кутузова

На встрече с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 7 декабря министр обороны обнадеживающе заявил о необходимости возрождения лучших традиций русской армии, изучения и использования наследия великих русских полководцев. Эта установка порождает уверенность, что при поддержке Русской православной церкви глава военного ведомства возьмет под свой личный контроль подготовку к еще одному важному событию. Имеется в виду приближающаяся 200-летняя годовщина со дня кончины Михаила Илларионовича Кутузова (5/16 сентября 1745 – 16/28 апреля 1813): победителя Наполеона, спасителя России и всей Европы, гуманнейшего и искуснейшего нашего полководца, государственного деятеля, дипломата, разведчика, педагога, образованнейшего, умнейшего и храбрейшего русского офицера.

Мудрый и многоопытный полководец в течение одного судьбоносного для России года, будучи уже в возрасте 66–67 лет, довел до катастрофы две сильнейшие неприятельские армии: турецкую и наполеоновскую. Кутузов стратегически переиграл и перехитрил самого Наполеона, в конечном итоге бежавшего от него «как ученик от учителя». Он умел воевать блистательно, почти не сражаясь. А это высшее военное искусство. Сберегал свою армию и заботился о солдатах. Все взвешивал и рассчитывал, ничего не оставляя на волю случая. Не допускал ошибок, но пользовался любыми промахами противника.

Наш военный гений воевал умом, был «мастером морального духа войск». Совершенно по-новому вел и саму войну: воздействуя на дух войск, используя оборону и контрнаступление, непрямую стратегию, хитроумные планы, политические средства, угрозу силой, информационно-психологические удары… И в этом отношении Кутузов опередил свое время не на десятки даже, а по крайней мере на две сотни лет. Потому, как и Суворов, по-прежнему остается в духовных вождях Российской армии.

Чтобы почтить память такого великого и необходимого для нас человека, следует уже сегодня определить 28 апреля 2013 года (день кончины по новому стилю) как День чествования памяти великого русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского. Провести в этот день не только торжественные литургии, посещение памятных мест, но и научные мероприятия, посвященные современному значению личности, творчества и науки побеждать Кутузова. Для этого необходимо серьезно поработать над изучением чрезвычайно ценного наследия полководца, принципиально важного для разработки по-настоящему новой Военной доктрины России.

В Военном университете такая работа давно ведется. Коллектив «Российского военного сборника» подготовил и сдал в печать очередной, 24-й по счету выпуск сборника с необычным, но вполне объяснимым названием «Наука побеждать фельдмаршала Кутузова: в свете уроков Отечественной войны 1812 года, выводов Льва Толстого, Карла Клаузевица, Сунь-Цзы и Лиддела Гарта». Книга наполовину хрестоматийная. В ней публикуются ключевые приказы и письма, а также многие по-прежнему актуальные мысли полководца. Подобное издание могло бы стать настольной книгой офицера, но по финансовым причинам издавать ее приходится небольшим тиражом.

Готовясь к памятной дате, нужно задуматься и над тем, почему среди приоритетов военного строительства, созидания Вооруженных Сил нового облика до сих пор не находилось места главнейшим из них: заботе о духовном укреплении армии, о науке побеждать, то есть о творческом развитии военного искусства? Именно этими качествами были прежде всего сильны петровские и суворовские войска, богатырская русская армия 1812 года.

Александр Савинкин,
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/14435