Клин-9

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Клин-9 » СССР » Деньги от Сталина. Советская система денежного вознаграждения за ...


Деньги от Сталина. Советская система денежного вознаграждения за ...

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Деньги от Сталина. Советская система денежного вознаграждения за военные успехи

Одной из малоизвестных страниц Великой Отечественной войны является тема материального поощрения советских воинов. Существует устойчивый миф, что русский (советский) солдат всегда воевал за идею, в отличие от западных, американских вояк. Однако в реальности при Иосифе Сталине была создана весьма сложная и эффективная система денежного вознаграждения военных за боевые успехи. Уничтожение боевой техники противника, ввоз и ремонт своей – всё имело свою цену.

Понятно, что это не умаляет патриотизм советских воинов и их подвиг в этой Великой войне. Патриотизм и готовность отдать жизнь за свою Родину не купишь. И, тем не менее, нельзя закрывать глаза на то, что советское руководство не забывало, не только воспитывать «сталинских соколов», истинных патриотов Отечества, но и наряду с моральным поощрением, материально поддерживать воинов.

Этот вопрос не был подробно раскрыт в работах посвященных Великой Отечественной войне. В советской историографии можно было встретить только отдельные сообщения о денежном вознаграждении советским военным, как в воспоминаниях, так и в работах по военной истории. Но цельной картины не было. Частично объяснялось тем, что эта тема могла показаться неуместной по отношению к ветеранам. Отчасти это было справедливо. Не пользовалась эта тема популярностью в 1990-е и начале 2000-х годов, когда часть исследователей увлеклась «разоблачениями» ошибок советского руководства и полководцев, встраиванием альтернативных картин реальности, на тему, «если бы» Сталин или Жуков поступили по иному, чем в реальности.

В Красной Армии система материального поощрения за боевые успехи была введена уже с лета 1941 года. Этот процесс начался с Военно-Воздушных сил. Видимо, это было связано с тем, что битва в воздухе в начале войны складывалась особенно тяжело. Успехи советской авиации оплачивались огромной ценой. Ясно, что советское руководство вряд ли рассчитывало таким образом переломить ход войны в воздухе, но и пренебрегать фактором материального стимулирования не стали. К тому же летчики и в довоенный период были народными любимцами, гордостью Советского Союза. Кроме того, трудно переоценить положительное психологическое воздействие налетов советской авиации на вражескую территорию, когда Красная Армия отступала. Вслед за летчиками денежными наградами стали поощрять и сухопутные войска – пехотинцев, артиллеристов и танкистов. Но если в авиации платили в различных видах деятельности, включая работу наземного техперсонала, то в сухопутных войсках оплачивали факт уничтожения вражеской техники.

Авиация

Первым нормативным актом, который касался вопроса денежного вознаграждения за военные успехи, стал приказ о поощрении участников бомбардировки Берлина, который был подписан Сталиным 8 августа 1941 года. В ночь с 7 на 8 августа группа дальних бомбардировщиков Балтфлота произвела налёт на германскую столицу, 5 самолетов сбросили бомбы в центре города, остальные в предместье. Личному составу самолетов объявлялась благодарность и каждый член экипажей, участвовавших в операции, должен был получить по 2 тыс. рублей. Также устанавливалось, что каждый член экипажа самолета сбросившего бомбы на Берлин получал по 2 тыс. рублей.

Впоследствии «уравниловка», когда каждый член экипажа получал одинаковую сумму, была отменена. Согласно приказу наркома обороны от 23 марта 1943 года командир корабля, штурман и бортовой техник за каждую успешно проведенную операцию против столицы противника получал денежную премию в размере 2 тыс. рублей, а остальные члены экипажа – 1 тыс. рублей. Также к Берлину в денежном отношении были приравнены другие вражеские столицы – Хельсинки, Бухарест и Будапешт.

Повышенное внимание к материальному стимулированию тех, кто, по мнению Сталина, был наиболее необходим в важном деле, советский вождь проявлял ещё до Великой Отечественной войны. В денежном вопросе Сталин хорошо разбирался. Так Главный маршал авиации Александр Голованов, он в ту пору был шефом-пилотом Аэрофлота, после советско-финской войны предложил сформировать соединение из 100-150 самолетов, способных выполнять особо важные задания в глубоком тылу противника при любых метеоусловиях. Сталину идея понравилась, и он решил для начала создать авиаполк способный решать такие задачи. Голованову предложил его возглавить. При этом вождь позаботился о том, чтобы новое назначение не нанесло материального ущерба лётчику. Он спросил, сколько тот получает. Голованов ответил, что 4 тыс. рублей в месяц. А командир авиаполка, по словам маршала Тимошенко, получал 1,6 тыс. рублей в месяц. Сталин приказал сохранить за летчиком жалованье, которое он получал на гражданской службе. Голованов отмечал в воспоминаниях, что «у Сталина было в обычае не только спрашивать с людей, но и заботиться о них».

После Авиации дальнего действия Сталин распространить этот удачный опыт на все Военно-Воздушные силы. 19 августа 1941 года Верховный главнокомандующий подписал приказ «О порядке вознаграждения лётного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков». В документе был установлен порядок вознаграждения летчиков всех видов авиации. Так, летчики-истребители за 3 сбитых самолёта противника представлялись к награждению орденом, за 3 следующих – ко второму ордену. За десять сбитых самолетов врага летчики истребительной авиации представлялись к высшей награде – званию Героя Советского Союза (во второй половине войны для получения Золотой Звезды героя требовалось сбить 15 самолетов противника). Был определен и порядок награждения летчиков, штурманов и стрелков в других видах авиации. Кроме правительственных наград предусматривалось и денежное вознаграждение летчиков.

За один сбитый вражеский самолет летчики-истребители получали премию в размере 1 тыс. рублей, столько же получал любой член экипажа самолета-разведчика или бомбардировщика, лично уничтоживший машину противника. За 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик-истребитель получал награду в 1,5 тыс. рублей. За 15 боевых вылетов – представлялся к правительственной награде и получал материальное вознаграждение в 2 тыс. рублей. За 25 боевых вылетов лётчик истребительной авиации – представлялся ко второй правительственной награде и получал 3 тыс. рублей. За 40 боевых вылетов – представлялся к высшей правительственной награде, получал премию в 5 тыс. рублей. Однако от предоставления высшей награды – Звезды Героя за 40 боевых вылетов затем пришлось отказаться, слишком много летчиков пересекли этот рубеж.

Был введён и порядок награждения за уничтожение самолетов врага на взлётно-посадочных полосах. За успешное проведение четырех боевых вылетов в операциях по уничтожению машин врага на его аэродромах летчик-истребитель получал денежную премию в 1,5 тыс. рублей. За успех в 10 боевых вылетах днём или 5 вылетах ночью летчика представляли к правительственной награде, и он получал денежное вознаграждение в 2 тыс. рублей. За 20 успешных вылетов днём или 10 вылетов ночью летчик-истребитель представлялся ко второй правительственной награде и получал 3 тыс. рублей. За успешное проведение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью представлялись к званию Героя СССР и получали премию в 5 тыс. рублей.

В ближнебомбардировочной и дальнеразведывательной авиации за выполнение 40 заданий днем или 15 ночью каждый член экипажа представлялся к званию Героя и получал 3 тыс. рублей. В ближнебомбардировочной и штурмовой авиации летчик, штурман и стрелок-радист, лично сбивший самолет врага получал денежную награду в 1 тыс. рублей; 2 самолета – правительственная награда и 1,5 тыс. рублей; 5 самолетов – вторая правительственная награда и 2 тыс. рублей; 8 самолетов – представлялся к званию Героя Советского Союза и получал денежную награду в 5 тыс. рублей. Были расценки и за успешное выполнение заданий по разведке: за 10 боевых заданий днем и 5 ночью каждый член экипажа получал 1 тыс. рублей.

Летчиков награждали и за сохранение материальной части и полёты без аварий и поломок. Летчики за каждые 100 полетов, без происшествий, получали награду в 5 тыс. рублей. Не был забыт и наземный персонал. За быстрый и качественный ремонт личный состав авиаремонтных мастерских получал премию в 500 рублей за каждый восстановленный самолет. Техперсонал, обслуживающий самолеты, получал денежную награду в размере 3 тыс. рублей при условии безотказной работы матчасти за каждые 100 самолетовылетов.

Расценки за сбитые самолеты противника для истребителей затем были скорректированы в «Приказе о действиях истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника». Приказ № 0489 от 17 июня 1942 года отмечал, что летчики-истребители атакуют в первую очередь истребители противника, а только затем его бомбардировщики. А главная задача советских истребителей – в первую очередь уничтожать бомбардировщики противника. Поэтому летчики-истребители стали получать за каждый сбитый самолет -бомбардировщик противника 2 тыс. рублей, за каждый транспортный самолет – 1,5 тыс. рублей, вражеский истребитель – 1 тыс. рублей. На звание Героя Советского Союза представляли тех летчиков-истребителей, которые сбили в воздушных боях 10 самолетов-истребителей противника или 5 бомбардировщиков. Таким образом, бомбардировщик врага стали оценивать вдвое дороже истребителя.

В этот же день, 17 июня 1942 года, утвердили приказ № 0490. Приказ установил для летчиков штурмовой авиации материальное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям по танкам, мотоколоннам или живой силе противника.

При этом был организован контроль за боевыми вылетами. В «Приказе об установлении понятия боевого вылета для истребителей» № 0685 от 9 сентября 1942 года было дано указание считать боевым вылетом для самолетов истребительной авиации только такой вылет, когда советские бомбардировщики и штурмовики при выполнении боевой операции не имели потерь от атак самолетов противника. Считались уничтоженными только те вражеские самолеты , которые подтверждались фотоснимком или донесением наземного поста. Летчиков-истребителей, которые уклонялись от боя, предавались суду и переводили в штрафные части.

В советской армии контроль за сбитыми самолетами врага был жестче, чем у немцев. У немцев для подтверждения победы хватало слов ведомого и фотоконтроля (попадание в самолет ещё не означало его уничтожения). Падение самолета противника, особенно к концу войны, их не интересовало. В СССР же с каждым годом контроль только ужесточался. Со второй половины 1943 года сбитый стал зачисляться только при подтверждении падения наземными постами, фотоконтролем, агентурными и другими источниками.

Очередные коррективы были внесены 30 сентября 1943 года в «Положении о наградах и премиях для личного состава…», его подписал командующий ВВС Красной Армии маршал авиации Новиков. Члены экипажа за каждый сбитый бомбардировщик, разведчик или транспортник получали 1,5 тыс. рублей, за каждый самолет других типов – 1 тыс. рублей. Предусматривалась оплата и за пораженные паровозы противника. За каждый уничтоженный паровоз или крушение поезда летчику и штурману полагалось по 750 рублей, другим членам экипажа – по 500 рублей.

Самыми высокооплачиваемыми были морские цели: летчику и штурману за потопление миноносца или подлодки противника полагалось – 10 тыс. рублей, остальным членам экипажа – по 2,5 тыс. рублей; за потопление транспорта – 3 тыс. летчику и штурману, по 1 тыс. другим членам экипажа; за сторожевой корабль или тральщик – 2 тыс. и 500 рублей; баржи, буксира и вооруженный шхуны – 1 тыс. и 300 рублей.

Помимо денежного вознаграждения летчиков на фронте, такая же практика существовала и для летчиков-испытателей. Кроме того, летчики-испытатели получали и зарплату. 19 апреля 1943 года маршал Новиков утвердил «Положение о летчиках-испытателях…». Летчик-испытатель 1-го разряда в звании подполковника, полковника получал денежное содержание в 2,2 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 2-го разряда в звании подполковника, майора – 1,8 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 3-го разряда в звании майор, капитан – 1,6 тыс. рублей в месяц. Летчик-испытатель 4-го разряда в звании капитан, старший лейтенант – 1,4 тыс. рублей.

Летчиков-испытателей премировали за особо опасные задания, причём весьма щедро. Испытатель В. Мацкевич писал, что за риск при испытаниях летчику полагалась премия в 100 тыс. рублей, инженеру – 60 тыс. рублей, технику – 30 тыс. рублей (Мацкевич В. В. Солдат империи. М., 2006). Эти деньги полагались семьям погибших испытателей. Летчики-испытатели и их семьи были одни из самых обеспеченных категорий населения СССР в те годы. Однако за высокий уровень доходов они платили своими жизнями. Тот же Мацкевич рассказал, как во время одно их испытательных полетов он сильно повредил ногу. Его освободили от полетов, а его место занял ведущий инженер Осипов. Из этого полета испытатели не вернулись.

Сухопутные войска

В августе 1941 года, кроме летчиков, было решено материально поощрять и десантников. 29 августа 1941 года Иосиф Сталин подписал приказ № 0329 «Об улучшении руководства воздушно-десантными войсками Красной Армии». Согласно этому документу за каждую боевую десантную операцию командный состав получал месячный оклад, а рядовые по 500 рублей.

Почему десантников выделили среди других войск? Ответ прост. Десантные операции сопровождались большим риском и опасностью, потери были очень высокими. Командование хотело хоть как-то поддержать десантников. Правда, надо сказать, что массовые воздушно-десантные операции в годы Великой Отечественной войны были редки. Чаще десантников использовали как обычную пехоту.

Затем стали премировать и наземные войска за уничтожение танков противника. За их уничтожение платили танкистам, артиллеристам и пехоте. Премиальные выплаты за уничтожение живой силы противника предусмотрены не были. Причина очевидна. Во-первых, моральный фактор. Платить за «скальпы» было не в русских (советских) традициях. Во-вторых, возникала проблема подсчета убитых врагов и определения тех, кто их убил. В неразберихе боя, когда отступления сменялись наступлениями, это было практически невозможно. Такая же проблема возникала и в отношении вражеских орудий. Как сосчитать? С танками было несколько проще.

Сначала появились документы о денежном премировании за эвакуацию и ремонт собственной техники с поле боя. 25 февраля 1942 года вышел приказ № 0140 «О премировании личного состава автобронетанковых ремонтных частей за быстрый и качественный ремонт танков» (Русский архив: Великая Отечественная: Приказы наркома обороны СССР. Т 13 (2-2), (2-3). М., 1997). За качественный и быстрый текущий ремонт тяжелого танка КВ стали платить 350 рублей, а за средний ремонт – 800 рублей. За ремонт среднего танка Т-34 – 250 и 500 рублей; за легкие танки БТ, Т-26, Т-40 и Т-60 – 100 и 200 рублей соответственно. В приказе было оговорено, что по 5% с каждой выплаты полагалось комиссару и командиру части, не менее 70% общей суммы предназначалось для рабочего состава части, остальная сумма премии распределялась между начальствующим и обслуживающим составом ремонтно-восстановительной части.

7 мая 1942 года заместитель наркома обороны генерал-лейтенант танковых войск Федоренко подписал приказ № 035733 «о введении денежных наград за эвакуацию танков…». За каждый танк, вывезенный с территории занятой врагом или из нейтральной зоны, было установлено денежное вознаграждение: за КВ – 5 тыс. рублей, Т-34 – 2 тыс. рублей, Т-60 и Т-70 – 500 рублей. За танки других моделей также установили размер вознаграждений: за тяжелый танк – 5 тыс. рублей, за средний – 2 тыс., за легкий – 500 рублей. Надо отметить, что эвакуация своих танков ценилась намного выше, чем уничтожение танков противника. Правда, надо учесть сложность эвакуации подбитого танка с захваченной противником территории и тот факт, что сумма делилась между всеми участниками эвакуационной группы.

Согласно приказу № 98 от 31 марта 1942 года надлежало платить за каждое отремонтированное орудие корпусной артиллерии и артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования – 100 рублей за текущий ремонт и 200 рублей за средний ремонт. Соответственно за зенитное орудие – 75 и 150 рублей, орудие дивизионной артиллерии – 40 и 80 рублей, орудие полковой артиллерии – 30 и 60 рублей, орудие противотанковой артиллерии – 15 и 30 рублей, станковый пулемет – 10 и 20 рублей, ручной пулемет и автомат – 5 и 10 рублей, за каждые отремонтированные 100 винтовок - 100 и 200 рублей.

1 июля 1942 года вышел приказ № 0528. Согласно нему за каждый подбитый танк противника командиру орудия и наводчику полагалось 500 рублей, остальным членам орудийного расчёта – по 200 рублей. Одновременно начальствующий состав истребительно-противотанковых артиллерийских частей стал получать полуторный оклад, а младший начальствующий и рядовой состав – двойной. 24 июня 1943 года появился «Приказ о поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника» № 0387. За каждый подбитый или подожженный танк противника наводчик противотанкового ружья получал вознаграждение в 500 рублей, номер ПТР – 250 рублей; командир, механик-водитель, командир орудия танка – по 500 рублей, остальные члены экипажа – по 200 рублей. Устанавливалась денежная премия в 1 тыс. рублей каждому солдату или командиру за лично подбитый или подожженный танк врага при помощи индивидуальных средств борьбы (гранаты и бутылки с горючей смесью). При групповом уничтожении танка противника размер премии увеличивался до 1,5 тыс. рублей, её выплачивали равными долями всем участникам группы.

Осенью 1942 года советское руководство обратило внимание на подготовку водителей танков. 18 ноября 1942 года появился приказ № 372, он устанавливал для водителей танков классы вождения. В приказе отмечалось, что успешные действия танков зависят в первую очередь от мастерства их водителей. Были установлены следующие квалификационные категории: мастер вождения танков (он получал ежемесячное дополнительное вознаграждение в размере 150 рублей); водитель танка 1-го класса (дополнительно 80 рублей); водитель танка 2-го класса (50 рублей); водитель танка 3-го класса.

Деньги от Сталина. Советская система денежного вознаграждения за военные успехи. Часть 2 Самый «денежный» бой

Точных данных о том, кто именно провел самый «денежный» в годы Великой Отечественной войны бой, нет. Но это может быть летчик-торпедоносец, Герой Советского Союза Михаил Владимирович Борисов. 4 мая 1945 года авиация Балтфлота атаковала линкор «Шлезиен» и группу вражеских кораблей. В ходе боя были потоплены линкор, вспомогательный крейсер «Орион», два эскадренных миноносца, два тральщика, сторожевой корабль и шесть транспортов. По словам Борисова, за торпедирование линкора он получил 10 тыс. рублей. Это самая большая сумма, полученная за одну боевую операцию, которая известная в настоящее время.

А самая большая сумма, которую накопили на сберкнижке во время войны, сообщена в воспоминаниях штурмана У-2 Николая Федоровича Головченко. По его словам, оклад был 950 рублей, к нему прибавляли за каждый вылет, ночные и т. д. Выходило свыше 3 тыс. в месяц. К концу войны скопилось около 50 тысяч. После войны это была хороша помощь родным, которые жили на грани голода.

Поощрение изобретателей. Денежные премии получали не только фронтовики, но и изобретатели, конструкторы. В частности в марте 1943 года изобретатели П. М. Горюнов, В. Е. Воронков и М. М. Горюнов за новый образец 7,62 мм станкового пулемета, который по своим эксплуатационным и производственным характеристикам значительно превосходил аналогичный пулемет Максима, получили премию по 5 тыс. рублей каждый. Таким образом, премия изобретателя-оружейника была равна сумме, которую получали летчики Герои Советского Союза.

Рубль на передовой

Для того чтобы понять значение премий необходимо знать сколько же получали в месяц генералы, офицеры и солдаты. 27 сентября 1947 года вышел приказ № 0374, который устанавливал повышенный оклад содержания по категории «Старший красноармеец». Наводчикам орудий и минометов выплачивали 15 рублей в месяц, первым номерам ПТР и пулеметов – 12 руб. 50 коп., бойцам вооруженных пистолетом-пулеметом (автоматом) в стрелковых и кавполках - 12 руб. 50 коп. Затем для поощрения снайперов было установлено платить снайперам-ефрейторам по 25 рублей в месяц, младшим сержантам на первом и втором году службы – 30 рублей, на третьем году – 100 рублей, сержантам -35 и 200 рублей соответственно (Кустов В. М. Цена победы в рублях. М., 2010).

Минимальное денежное содержание получали штрафники – 8 руб. 50 коп. Штрафники, назначенные на должности младшего командного состава, получали содержание согласно занимаемым должностям. Помимо провинившегося «переменного состава» в штрафных соединениях служили и те, кто принадлежал к «постоянному составу» - командиры и специалисты, они не являлись виновными в каких-либо преступлениях и поощрялись. Так их сроки выслуги в званиях, по сравнению с командным, политическим составом обычных строевых частей сокращались наполовину. Кроме того, каждый месяц службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывался при начислении пенсии за шесть месяцев.

С марта 1943 года были установлены такие должностные оклады для генералитета: комфронта – 4 тыс. рублей, член Военного совета фронта – 3,5 тыс. рублей, первый заместитель комфронта – 3,4 тыс. рублей, заместитель командующего по тылу – 3,2 тыс. рублей, начштаба фронта – 3,2 тыс. рублей, командарм – 3,2 тыс. рублей, член Военсовета армии – 2,8 тыс. рублей, заместитель командующего армией – 2,6 тыс. рублей, начштаба армии – 2,6 тыс. рублей, командующий воздушной армией – 3,4 тыс. рублей, начштаба воздушной армии – 2,7 тыс. рублей.

В 1941 году всему высшему, старшему, среднему и младшему начальствующему составу в гвардейских частях был установлен полуторный оклад, рядовому составу – двойной. Начальствующий состав ВДВ получал средний оклад между зарплатами начсостава Военно-воздушных сил и сухопутных войск. Младший начсостав и рядовой состав воздушно-десантных войск получали курсантский паек и зарплату на 25% больше, чем в стрелковых частях. В 1942 году начсостав истребительно-противотанковых частей и подразделений стал получать полуторный оклад, а младший начсостав и рядовой состав – двойной.

Как распоряжались деньгами?

Некоторые ветераны вообще отрицают факт премиальных. Частично это было связано с условиями войны, когда часто, особенно в начальный период, было трудно наладить нормальное обеспечение войск. Не во всех частях стали выплачивать денежные вознаграждения сразу после подписания соответствующих приказов. Часто выплаты зависели от распорядительности командиров и военных финансистов в частях.

Кроме того, и в это тяжелое для страны время находились недобросовестные люди, да и просто мерзкие люди, которые отвечали за финансовые дела. Они пользовались тем, что военные просто не знали о премиях, или не отстаивали своё право на них, или погибали, в итоге в воспоминаниях есть сообщения о целых сумках набитых деньгами, которые имелись у некоторых командиров.

Весьма характерный ответ для человека той эпохи дал танкист Борис Захаров: «Говорят, полагалось. Я, откровенно говоря, не знал, какое у меня было денежное содержание. Когда приезжали на формировку, приходил к начальнику финансов, расписывался. За что он мне деньги давал – не знаю. Аттестат я оформил матери. Да не до этого было! Жив и ладно, а больше денег или меньше – не столь важно» (Интернет-сайт «Я помню». Воспоминания ветеранов ВОВ).

Многие военные отправляли деньги родителям, родственникам, оформляли на них аттестаты. В тылу с обеспечением продовольствием было хуже, чем на передовой. Это поддерживало семьи военных. Другие переводили деньги семьям погибших однополчан. Часто такие решения были коллективными. В частности, так делали танкисты 233-й танковой бригады. Кто-то сохранял деньги, получил в конце войны круглую сумму. Многие добровольно, или как у нас любят, в добровольно-принудительном порядке, переводили деньги в Фонд Обороны. Понятно, что кто-то пропивал премиальные, люди есть люди. Тяжело сохранять деньги, зная, что завтра может просто не наступить.

Обеспечение семей военных

28 апреля 1943 года вышло Постановление Совнаркома № 462 «Об обеспечении семей генералов и лиц старшего начсостава Красной Армии умерших, погибший и пропавших на фронте без вести». Женам полагались единовременные пособия, если в семье нет нетрудоспособных, состоявших на иждивении военного, супругам генералов – 50 тыс. рублей, женам старшего командного состава (майоры, подполковники и полковники) – 10 тыс. рублей. При наличии в семье одного нетрудоспособного 75 и 15 тыс. руб. соответственно; при наличии в семье двух и более нетрудоспособных – 100 и 20 тысяч рублей.

Одновременно за семьями генералов и лиц старшего начсостава умерших, погибших в боях, или пропавших без вести, закреплялась жилищная площадь, которую они ранее занимали. А если местность была временно оккупирована противником, семье предоставлялась соответствующая жилищная площадь в том месте, которое она выбрала для места жительства. Учащиеся дети получали пенсию до окончания образования, независимо от возраста, отличники получали пенсию независимо от выплаты им стипендий. Генеральские семьи обеспечивались литерным питанием (по высшему разряду) и снабжались продуктами питания и промышленными товарами наравне с семьями генералов, которые служили в Красной Армии. Жены генералов включались в число лиц, которые имели право на пенсию, вне зависимости от трудоспособности и возраста.

Семьи рядовых и сержантов Красной армии и флота получали ежемесячное пособие. 26 июня 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета по поводу пособий семьям военнослужащих младшего командного состава и рядового состава в военное время. Пособия полагались семьям призванных в Красную Армию, ВМФ, пограничные и внутренние войска НКВД, кроме семей сверхсрочнослужащих. Если в семье нет трудоспособных, размер ежемесячного пособия был следующим: при наличии одного нетрудоспособного - 100 рублей; двух нетрудоспособных – 150 рублей; трех и более – 200 рублей в городе и 100 рублей в сельской местности. При наличии в семье двух детей, не достигших 16-ти лет, при одном трудоспособном в семье, 100 рублей в городе и 50 рублей в сельской местности. Видимо, считалось, что в сельской местности легче быо прокормить семью.

После завершения Великой Отечественной войны произошла массовая демобилизация. Демобилизуемым военным полагалось единовременное денежное вознаграждение, которое зависело от времени службы. Рядовые всех родов войск и служб получали годовой оклад за каждый год службы. Рядовые специальных подразделений, которые получали повышенное содержание во время войны, получали полугодовой оклад за каждый год службы. Сержанты всех родов войск и служб – полугодовой оклад в пределах 300 – 900 рублей за каждый год службы. Комсостав получал за один год службы в период войны – двухмесячный оклад, два года – трехмесячный оклад, три года – четырехмесячный оклад, четыре года – пятимесячный оклад.

Кроме того, в районах сильно пострадавших от военных действий, банки были обязаны выдавать нуждающимся демобилизованным ссуды на восстановление и сооружение жилых домов в размере 5 – 10 тыс. рублей со сроком погашения ссуды от 5 до 10 лет. Генералы и старший командный состав, которые прослужили в Красной Армии 25 и более лет также могли получить ссуду на проведение индивидуального жилищного и дачного строительства. Генералы могли получить ссуду в 35 тыс. рублей, а старшие командиры – 20 тыс. рублей. Срок погашения – 10 лет.

0

2

Воспоминания Сталинского министра финансов А.Г. Зверева "Сталин и деньги".
Там он подробно пишет о системе поощрения фронтовиков. Очень интересная книга.

0

3

Да, об этом как-то не принято было писать, да и сейчас не очень. Но эти факты все же известны. Хотя многие об этом даже не догадываются. Но все же имеет свою цену. И оценку вклада. Конечно, на фронте солдат и офицер был накормлен и одет. Но в тылу семьи фронтовиков безусловно нуждались в материальной помощи. Многие остались без жилья, без всего. Многие были без жилья в эвакуации. Такая политика государства вызывает только уважение!

0


Вы здесь » Клин-9 » СССР » Деньги от Сталина. Советская система денежного вознаграждения за ...


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2019 «QuadroSystems» LLC