Основной боевой танк Т-100-140 с повышенными боевыми характеристиками и усиленной защитой экипажа

Мы публикуем материал, который прислал в редакцию сайта «Отвага» наш читатель Денис Моторный из Киева. Вашему вниманию предлагается возможная компоновка перспективного танка, созданного на основе существующих и перспективных технических решений, но с максимальной унификацией узлов и агрегатов с существующими танками Т-84 и «Оплот-М». Ввиду отдаленного внешнего сходства с двухбашенным танком Т-100 1930-х годов, автор дал своему детищу условное название Т-100-140.

Своим появлением данная работа обязана большому количеству видеоматериалов в Интернете, в которых демонстрируется уничтожение из РПГ танков в Сирии и Грузии (в основном Т-72), что произвело на автора негативное впечатление. В результате он попробовал смоделировать компоновку танка, который бы смог обеспечить большую защиту для экипажа чем танки Т-64 / -72 / -80.

Основная концепция унифицированного основного боевого танка Т-100-140

http://s1.uploads.ru/J2cF5.jpg

http://s1.uploads.ru/jdfEK.jpg
Рис 1.Внешний вид танка Т-100-140. Передняя проекция дана в сравнении с Т-80УД

Идея предлагаемого танка, условно обозначенного Т-100-140, заключается в создании перспективного основного боевого танка с максимальной унификацией узлов и агрегатов с существующими танками Т-84 и «Оплот-М», но с использованием принципиально новой компоновки с разнесенной электромеханической трансмиссией и 140-мм гладкоствольной пушкой «Багира» с полностью автоматической боеукладкой.

Предлагаемая компоновка позволяет разместить в кормовой части танка тяговые электродвигатели, трансмиссию и отделение управления. Механик-водитель при этом имеет возможность покинуть танк через штатную кормовую дверь (люк) при любом положении башни (что невозможно на Т-90СМ и «Оплот-М»). В экстренном случае (например, танк заглох под водой) механик-водитель может эвакуироваться из танка через боевое отделение. Командир и наводчик также в экстренном порядке могут покинуть танк через кормовую дверь.

Кормовое расположение электрических приводов в единых блоках с редукторами позволяет производить их быструю замену и снижает уязвимость при фронтальном обстреле или подрыве на мине. Расположение единого блока двигателя с генератором в носовой части повышает защищенность танка при пробитии лобовой брони корпуса и позволяет производить быструю замену блока двигателя без демонтажа трансмиссии.

Дополнительно разнесенная трансмиссия также позволяет увеличить длину опорной поверхности гусеницы, что обеспечивает 60-тонной машине удовлетворительное удельное давление на грунт, не превышающее удельное давление танков Т-80/Т-84 при одинаковой ширине и типе гусеницы (стандартная гусеница от Т-80 шириной 580 мм). Удлиненная почти на 1000 мм опорная поверхность позволяет преодолевать танку более широкие рвы.

Основная концепция танка: Т-100-140 заключается в создании перспективного основного боевого танка с оптимальным балансом между:

• безопасностью и комфортом экипажа;
• мощной броневой защитой;
• функциональным вооружением;
• хорошей подвижностью;
• простотой и удобством обслуживания.

Основные недостатки* танков Т-64, Т-72, Т-80, Т-84, Т-90СМ и «Оплот-М», частично или полностью исключенные на танке Т-100-140:

1. Высокая вероятность безвозвратных потерь, обусловленная открытым расположением полностью сгораемых зарядов в БО и отделении управления (22/28 шт. в МЗ/АЗ, остальные боеукладке).

2. Высокая вероятность поражения механика-водителя (МВ) вторичными осколками брони, в случае попадания снаряда в верхнюю лобовую деталь (ВЛД) корпуса танка (даже при непробитии) или при подрыве на мине.

3. Повышенная пожароопасность, обусловленная наличием топливных баков в отделении управления и боевом отделении (БО), не отделенных специальными бронеперегородками.

4. Невозможность экстренного покидания танка механиком-водителем через БО на танках Т-64, Т-80, Т-84 и «Оплот-М». Это обусловлено вертикальным расположением снарядов в карусели, преграждающих переход механика-водителя в БО.

5. Невозможность использования удлиненных выстрелов, из-за ограниченного места для снарядов в АЗ/МЗ (в предлагаемом Т-100-140 этот вопрос также пока полностью не решен).

6. Наличие ослабленной зоны в районе шахты смотрового прибора МВ, обусловленной особенностью компоновки этих машин (этот вопрос был решен на опытном «объекте 187»).

7. Неуравновешенная башня, как следствие постоянного увеличения габарита лобовой брони без добавления противовесов в кормовой части (это не относится к Т-90СМ).

8. Ослабленная зона в районе маски пушки и спаренного пулемета. Из-за необходимого пространства для посадки МВ на этом месте ограничен габарит башни и нет возможности установки дополнительной брони.

9. Минимальная возможность увеличения габарита брони ВЛД корпуса и башни, по причине утяжеления передней части танка или необходимости исключать люк МВ (на Т-64, Т-72, Т-80, Т-84, Т-90 и «Оплот-М» – это невозможно)

10. Нет малокалиберной скорострельной пушки для борьбы с боевыми вертолетами, скоростными легкобронированными целями и танкоопасной живой силой противника.

11. Ограниченный обзор МВ в боевом положении, нет камеры заднего вида (за исключением Т-90СМ).

12. Отсутствие танковых управляемых ракет (ТУР) с самонаведением на цель по принципу «выстрелил–забыл».

13. Сложность установки пушек калибра 140 или152 мм и размещения их боекомплекта.

14. 6-катковая ходовая часть может уступать 7-катковой ходовой Т-100-140 в плавности хода, что влияет на точность стрельбы танка с ходу.

15. Меньшие тяговые характеристики механической трансмиссии на малых оборотах в сравнении с электромеханической трансмиссией.

* – Наверное, слово «недостатки» не совсем уместно для танков Т-64, Т-72 и Т-80, скорее это «узкие места», которые стали платой за жесткие ограничения в 1960-е года при их разработке, главным из которых было жесткое ограничение массы танка. Тем не менее, вложиться в 40-42 тонны при высокой подвижности и самой мощной лобовой броне и пушке в мире на тот период – это огромное достижение советских разработчиков и танкостроителей.

Основные недостатки предлагаемого проекта танка Т-100-140, которые автор не смог решить:

1. Большая масса танка 60 тонн – плата за мощную броню, 140-мм пушку, электромеханическую разнесенную трансмиссию и дополнительную пару катков.

2. Большая высота танка – примерно 3300 мм. Предварительно, возможно сокращение его общей высоты за счет внедрения поднимающейся тумбы для дистанционного 12,7 мм пулемета и панорамы командира. При таком решении, в походном положении, высота танка может сократиться примерно до 2600-2700 мм (уровень верхней части 30-мм пушки).

3. Более высокая стоимость танка, усложняющая его потенциальное серийное производство.

4. Невозможность использования подкалиберных снарядов длиной более800 мм. Хотя, в канале ствола длина подкалиберного выстрела в сборе составляет почти1200 мм.

5. Наличие всех снарядов в АЗ под поликом боевого отделения, обусловленное невозможностью размещение полного боекомплекта из 38 выстрелов калибра140 мм только в кормовой нише башни.

6. Увеличенная длина кормовой ниши башни по сравнению с Т-84 «Ятаган». С другой стороны, она обеспечивает противовес дополнительной массе возросшей лобовой брони и более длинной 140-мм танковой пушке.

7. Возможно, снижение точности стабилизации орудия на ходу за счет большей длины 140-мм пушки (55 калибров –7700 мм), как следствие большего момента неуравновешенности более длинного ствола (У Т-90СМ и «Оплот-М» длина пушки 48 калибров –6000 мм). Это одна из важных причин, из-за которой, американцы и немцы любят 44-калиберные 120-мм пушки (5280 мм) – меньшая длина ствола, легче стабилизировать, соответственно выше точность стрельбы с ходу. А бронепробиваемость они «догоняют» за счет мощных снарядов из обедненного урана.

8. На схеме нет механического синхронизатора (вала с системой муфт) между двумя тяговыми электродвигателями для движения по прямой и для переброски мощности двух электродвигателей на одну гусеницу при разворотах (возможно, кто-то подскажет решение).

9. Расчетный запас хода в400 км (без навесных бочек), обусловленный расположением двух тяговых электродвигателей в задней части танка, занимающих дополнительное место.

10. Нет штатной системы противодействия ракетам, поражающим танк сверху (типа Javelin).

11. Нет штатной системы комплекса активной защиты (КАЗ) типа «Дрозд» или «Арена».

12. Большая чем у Т-90СМ и «Оплот-М» незащищенная поверхность крыши (район двигателя и автоматической боеукладки для зарядов). Правда, пробитие этих незащищенных поверхностей не угрожает жизни экипажа.

13. Задняя аппарель механика-водителя (Рис. 5.) защищает его только от 30-мм снарядов и от реактивных гранат типа РПГ-7.

Вооружение основного боевого танка Т-100-140

http://s1.uploads.ru/Kyx0u.jpg
Рис. 2. Отделение управления и боевое отделение танка Т-100-140 в разрезе

Модернизированная удлиненная башня от танка Т-84 «Ятаган» с увеличенным габаритом лобовой брони обеспечивает размещение более мощного вооружения. Для усиления лобовой брони башни спаренный с пушкой пулемет исключен из боевого отделения и перенесен на внешний боевой модуль.

Предлагаемый состав вооружения танка Т-100-140:

1. 140-мм гладкоствольная пушка Л55 «Багира» с раздельным автоматом заряжения. Для пороховых зарядов – в кормовой части башни 38 шт (19 пар) и для снарядов – в нижней части боевого отделения (аналогично Т-90СМ, на 38 снарядов – 19 пар). Автомат заряжания может работать в двух режимах: «обычный» и «спаренный выстрел».

Последний обеспечивает ускоренную скорострельность для двух однотипных снарядов каждой кассеты. Во время ожидания первого выстрела, 2-й снаряд и заряд находятся в режиме готовности ко второму выстрелу (2-й снаряд ожидает в кассете сразу под пушкой, не мешая ее откату). Скорострельность в обычном режиме – 8-9 выстр./мин., в режиме «спаренный выстрел» – средняя 10 выстр./мин. и 12 выстр./мин. – между двумя снарядами одной кассеты.
Углы вертикального наведения пушки: -5…+16 (аналогично Т-84), горизонтального: 360 град.

2. Вооружение внешнего боевого модуля состоит из автоматической 30-мм пушки 2А72 с двухленточным питанием (2х150 снарядов) и 7,62-мм пулемета ПКТМ (2000 патронов). Для упрощения конструкции и снижения общей массы вспомогательное вооружение играет роль спаренного с пушкой. То есть, модуль жестко установлен на башне, а его вооружение наводится только в вертикальной плоскости. Наведение синхронизировано с линией прицеливания пушки Л55 и имеет единую линию стабилизации с ней.
Углы вертикального наведения вспомогательного вооружения по вертикали значительно увеличены: -5…+45 (аналогично БМПТ «Терминатор»).

3. Стабилизированная в двух плоскостях зенитная дистанционно управляемая установка с 12,7-мм пулеметом «Утес» или «Корд» (4х150 патронов). Углы вертикального наведения: -8…+60 (аналогично Т-84), углы горизонтального наведения: 360 град.

Боекомплект основного боевого танка Т-100-140

http://s1.uploads.ru/uC1FO.jpg
http://s1.uploads.ru/Y1oQy.jpg
Рис. 3. Боекомплект танка

Рис.4. Танковые управляемые ракеты танка Т-100-140 в походном и боевом положении

Ввиду того что, одним из недостатков гладкоствольных танковых пушек (по сравнению с нарезными) является их меньшая точность стрельбы на дальних дистанциях, в состав стандартного боекомплекта танка из 38 снарядов дополнительно введены две ТУР калибра 140 мм(на рис.4 – №2 и №3), складывающимися из двух частей в канале ствола при помощи автомата заряжания. Ракеты предназначены для точного попадания в цель на дистанции до 5000 м (ТУР №3) и до 8000 м (ТУР №2)

1. Стандартная ТУР «Комбат» (калибр 140 мм) с тандемной боевой частью (БЧ), длина в боевом положении 1150 мм (750 мм + 420 мм), дальностью пуска до 5000 м. Наводится оператором или командиром. Бронепробиваемость: ДЗ + 800 мм.

2. ТУР с лазерной ГСН, калибр 140 мм, длина в боевом положении 1500 мм. Ракета предназначена для поражения боевых вертолетов и танков противника на дальности до 8000 м, имеет тандемную кумулятивно-осколочную боевую часть (осколочная – для дистанционного поражения боевых вертолетов специальными осколками в случае промаха). Режим наведения – при помощи ГСН «выстрелил–забыл». Бронепробиваемость: ДЗ + 800 мм.

3. ТУР повышенной мощности с системой противодействия комплексам активной защиты (типа российской «Арены» или израильской «Trophy»). Ракета оснащена отстреливаемой при подлете к цели ловушкой-имитатором. Длина в боевом положении 1500 мм, тандемная БЧ, дальность пуска до 5000 м. Наводится оператором или командиром. Бронепробиваемость: КАЗ + ДЗ + 900 мм.

Все ТУР располагаются в автоматической боеукладке в нижней части боевого отделения в стандартных кассетах для выстрелов (как показано на рисунке 4). Максимальное количество ТУР в автоматической боеукладке (№2 и №3 длиной 1500 мм) может составлять 19 шт, максимальное количество стандартных ТУР №1 «Комбат» – 38 шт.

Компоновка основного боевого танка Т-100-140

http://s1.uploads.ru/cUJBz.jpg
Рис 5. Компоновка корпуса и башни танка Т-100-140 с поперечным расположением двигателя 6ТД-3

Особенность компоновки танка Т-100-140 заключается в применении разнесенной электромеханической трансмиссии. В этом варианте исполнения блок двигателя 6ТД-3 с электрогенераторами (2 ЭГ находятся под двигателем, благодаря низкой высоте 6ТД-3) расположен перпендикулярно продольной оси танка в передней части корпуса. Силовой блок, расположенный между основной броней и внутренней бронеперегородкой, обеспечивает дополнительную защиту экипажа при пробитии лобовой брони корпуса (габарит от ВЛД до внутренней стенки бака – почти 3000 мм!).

Ведущие колеса, редукторы и электроприводы расположены в задних боковых частях машины. Трансмиссия обеспечивает дополнительную защиту механику-водителю при пробитии бортовой брони в кормовой части (габарит от бортовых экранов до внутренней части электродвигателя – 1500 мм). Расчетная емкость топливных баков (без наружных бочек)1580 литров.

Высота корпуса и башни увеличена по сравнению с Т-84, «Оплот-М» и Т-90СМ, зато в длину новый танк увеличен всего на 500 мм по сравнению с Т-84.

http://s1.uploads.ru/806Dj.jpg
Рис. 6. Сравнительные боковые проекции танков Т-100-140 и Т-84-120

Длина опорной поверхности гусениц Т-100-140 на 1000 мм больше, чем у Т-84. Демонтаж и замена двигателя и трансмиссии производится отдельно.

http://s1.uploads.ru/YEBFD.jpg
Рис. 7. Схема расположения и демонтажа двигателя и трансмиссии Т-100-140

Помимо всего вышеперечисленного, предлагаемая компоновка обеспечивает возможность «электробуксировки» и «электроброда» танка Т-100-140 при помощи второго такого же танка.

Сравнительные технические характеристики основных боевых танков

http://s1.uploads.ru/0h87L.jpg
Рис. 8. Сравнение ослабленных зон в лобовой проекции танков Т-100-140 и Т-80УД (выделены красным цветом)

Нужна ли сейчас электромеханическая трансмиссия для перспективного танка?

Изначально для Т-100-140 рассматривалась более компактная разнесенная гидравлическая механическая трансмиссия, но впоследствии автор отказался от нее в пользу разнесенной электромеханической трансмиссии – по причине возможной повышенной пожароопасности, теоретически возможной при пробитии брони или днища танка и разрыве гидравлических магистралей высокого давления с последующим разбрызгиванием и возгоранием гидравлического масла в БО и отделении управления.

Конечно, электромеханическая трансмиссия имеет ряд общеизвестных недостатков, таких как:

1. Утяжеление танка;

2. Большая стоимость данной трансмиссии в производстве;

3. Отсутствие отработанного решения и комплекта электрооборудования для установки в танк;

4. Занимает гораздо больше места в танке, чем механическая трансмиссия;

5. Сложность одновременной передачи крутящего момента двух электродвигателей на одну гусеницу при развороте;

6. Необходимо дополнительное охлаждение тяговых электродвигателей и генератора;

7. Снижение максимальной скорости танка и другие.

Но есть и вторая сторона медали. У электромеханической трансмиссии есть несколько очень важных «скрытых плюсов». Реализовав эту трансмиссию в перспективном танке сейчас, эти «плюсы» станут основой для большого потенциала дальнейшей модернизации танка в будущем. Пример: танки Т-64 и Т-72 в строю уже более 45 (40) лет и до сих пор легко модернизируются.

Рассмотрим эти «скрытые плюсы» на примере танка Т-100-140 (на его месте может быть любая другая перспективная разработка):

1. Более высокие тяговые характеристики на малых оборотах, что может способствовать преодолению более крутой горки + «электроброд» (был реализован на немецком танке Maus в 1945 году).

2. Легкость управления + возможность торможения электродвигателями – позволят с незначительным усложнением дублировать органы управления танком на месте командира танка. Это позволит командиру, в экстренном режиме, полноценно управлять танком. В штатном режиме у командира будет возможность экстренно остановить танк в случае обнаружения внезапной угрозы (если я не ошибаюсь, такую систему экстренного тормоза поставили на новом «Леопарде» 2А7+).

В режиме управления танком командиром информация с передних видеокамер будет передаваться на монитор командира. Если передние видеокамеры будут повреждены, обзор будет полноценно обеспечен существующей панорамой командира, стабилизированной в двух плоскостях. При использовании панорамы в качестве прибора наблюдения при движении зенитный 12,7-мм пулемет в боевой обстановке может выполнять функцию курсового пулемета. Такое решение также позволит легко перейти к экипажу из двух человек (в башне), если такая «мода» придет в будущем.

3. Серийное освоение электромеханической трансмиссии позволит в короткий срок, с относительно незначительными изменениями, перевооружить танк электромагнитной или электрохимической танковой пушкой (есть довольно много информации о перспективных разработках разных стран в области электромагнитных и электрохимических танковых пушек).
Автор Денис Моторный